Нескучная наука

В рамках XI Международной конференции «Химия нефти и газа» ИХН СО РАН «Химия нефти и газа» при поддержке гранта Росмолодежи прошла первая Школа молодых ученых «Science O’Clock». Ее участниками стало более 60 человек - студентов, молодых ученых и школьников из Томска, Новосибирска и Казани.

Школа включала два этапа – заочный и очный. Как интересно рассказать о результатах своих исследований, составить эффектную презентацию и суметь ответить на самый каверзный вопрос: эти компетенции оттачивались на специальных мастер-классах, в том числе на вводном вебинаре.

В очном формате участников школы ждала очень насыщенная программа – игры «Научный крокодил» и «Город будущего», мастер-классы по теории решения изобретательских задач, лекции от ведущих ученых Томского научного центра СО РАН и выступление известного популяризатора науки Алексея Паевского, руководителя центра НТИ, сооснователя и главного редактора портала Neuronovosti.ru и многое другое!

О целях проведения такой необычной школы рассказала Анна Ильина, ведущий инженер ИХН СО РАН, куратор проекта:

- Конечно же, одна из наших главных целей – продемонстрировать, что заниматься наукой – это очень интересно, что даже о сложных вещах можно рассказывать не скучно, а понятно и увлекательно! Нам очень хочется показать старшеклассникам, какие перспективные направления развиваются в институтах Томского научного центра СО РАН, познакомить их с молодыми учеными, которые вдохновят своими примером! Школа будет очень полезна и для начинающих исследователей, которым важно накопить опыт по представлению своих результатов, налаживанию коммуникаций. Думаю, что итогом этих нескольких дней работы могут стать совместные междисциплинарные проекты молодых ученых из разных организаций.

Школа открылась лекцией профессора Андрея Козырева, зав. каф. физики плазмы НИ ТГУ, зав. лаб. теоретической физики ИСЭ СО РАН, который рассказал о природе такого явления, как плазма, о ее современных применениях и о тех уникальных результатах, которые были достигнуты в Институте сильноточной электронике по этой тематике. Затем наступил черед игр: участникам «Научного крокодила» предстояло почувствовать себя актерами: ведь с помощью жестов им нужно было изобразить сложные научные термины. Участники другой игры «Город будущего» - школьники – рассуждали о том, какие профессии будут востребованы в 2100 году. На тренинге от Школы нескучного доклада были представлены секреты, позволяющие сделать выступление ученого интересным и запоминающимся.

Программу первого дня школы завершили две научно-популярных лекции Алексея Паевского, который курирует несколько интернет-порталов о науке и является автором целого ряда научно-популярных книг. Первая лекция была посвящена проблемам нейронауки в космосе. А на второй слушатели смогли узнать о том, кто и за что получил нобелевскую премию по химии в 2019 году, какой путь нужно было пройти научным исследованиям, дабы стало возможно создание литиевых батарей для современных смартфонов, и каковы дальнейшие перспективы их использования. Это был тот случай, когда аудитория завалила лектора вопросами: как меняется мозг космонавта после длительного полета, какие сложности могут подстерегать человеческий организм в процессе будущей колонизации Марса; каким будет автотранспорт будущего; что нужно сделать для того, чтобы стать научным журналистом.

- В течение последних 15 лет мы наблюдаем рост интереса к научному знанию, - отметил Алексей Сергеевич. – Увеличиваются тиражи научно-популярных книг, становится больше аудитория интернет-порталов, рассказывающих о разных направлениях науки. Можно смело сказать, что у популяризатора науки есть благодарная аудитория, которая хочет расширять свой кругозор. Всегда очень приятно выступать перед детьми, перед научным сообществом; но, пожалуй, самое главное – это не возраст, не профессия, а искренний интерес к познанию нового! А тем, кто хочет попробовать себя в роли популяризатора науки и научного журналиста на порталах Mendeleev.info или Neuronovosti.ru , можно обратиться ко мне, написав по адресу aspasp@yandex.ru .

Во второй день школы ее участников ждал мастер-класс по теории решения изобретательских задач – одному из самых эффективных и передовых методов, который используется в работе крупных мировых компаний, знакомство с результатами исследований молодых ученых ИХН СО РАН, творческая программа от Малого академического театрика, а также "Очевидное-невероятное" - стендап от участников и организаторов на тему разных провалов и интересных историй, которые с ними случались.

Школа молодых ученых «Science O’Clock» получила самые высокие отзывы от ее слушателей. Например, лаборант-исследователь Казанского федерального университета Юлия Зарипова считает, что это по-настоящему уникальный проект: «В моем родном городе молодые ученые часто проводят разные мероприятия для школьников, но такой формат – молодые ученые для молодых ученых – я вижу впервые! Очень много интересной и полезной информации, практики, которая будет полезна для моей дальнейшей работы как исследователя.

Важно отметить, что организаторы проекты получили предложение – провести подобную школу на базе Новосибирского государственного университета.