Экскурсии в академические институты для школьников провели молодые ученые


В рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ в прошлую пятницу состоялся тур по академическим институтам «Едем в Академ», организованный Советом научной молодежи Томского научного центра СО РАН и советами молодых ученых институтов. Автобусы, полные школьников, в Академгородке встретили волонтеры. Они проводили ребят в институты, где в ходе увлекательных экскурсий молодые ученые познакомили их с направлениями своих исследований и передовыми разработками.



Экскурсия в Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН началась с посещения лаборатории квантовой электроники. Ведущий – кандидат технических наук Николай Васнев – начал свою презентацию с вопроса, на что похоже устройство перед зрителями. «На компьютер!» – ответили школьники, а ведущий сообщил, что перед ними на самом деле – лазер. Рассказывая о лазерах, он объяснил, каких видов они бывают и как их можно использовать, например, в медицине. Практически весь цикл разработки и производства продемонстрированной системы был осуществлен в институте.



Затем группа направилась в Большую аэрозольную камеру, которая используется для моделирования дыма лесных пожаров и проведения огненных экспериментов. От научного сотрудника лаборатории оптики аэрозоля Полины Зенковой зрители узнали, что в камере сжигают различные материалы при разных температурах, чтобы изучить процесс формирования и старения дыма.


– Я приехал на это мероприятие из школы «Эврика-развитие», потому что мне было интересно посмотреть и узнать, чем занимаются в Институте оптики атмосферы. Про эту возможность нам рассказал наш учитель по биологии Лилия Гарифулловна, которая работает здесь в одном из научных институтов. Больше всего мне понравилась большая камера сгорания, что в ней моделируются процессы возгорания и распространения лесных пожаров, – поделился одиннадцатиклассник Никита Егоркин.



В Институте сильноточной электроники СО РАН ребят встретили вопросом: что они представляют, когда слышат слово «наука»? «Лаборатория! Исследования!» – ответили школьники. Ведущий – младший научный сотрудник лаборатории плазменной эмиссионной электроники Павел Москвин – согласился, но добавил, что наука – это не просто знания, а система знаний, их последовательность: «Несмотря на то, что разные науки имеют разные подходы, их объединяет стремление к получению знаний, и для занятия наукой не обязательно быть в научном костюме». После ученые института продемонстрировали установки для электронно-пучковой и плазменной обработки поверхности материалов, нанесения ионно-плазменных покрытий, созданные в институте.



В Институте мониторинга климатических и экологических систем СО РАН для ребят был организован мастер-класс по измерению годовых колец на деревьях – прямых свидетелях климатических изменений. Томские школьники также узнали, как определить возраст дерева, не срубая его, и получили подарки – маленькие приборы, на которых можно подсчитать, сколько лет каждому деревцу. Экскурсия прошла и в уникальной геофизической обсерватории ИМКЭС СО РАН, ее участники рассмотрели приборы для геофизических, метеорологических и экологических исследований на площадке возле института, и увидели автоматизированную систему по обработке их данных внутри.


В Институте физики прочности и материаловедения СО РАН школьники познакомились с разработками новых конструкционных материалов, открыли для себя технологии сварки трением с перемешиванием и 3D-печати сложных металлических изделий, а в Институте химии нефти СО РАН посетили уникальный музей нефтей и узнали о методах исследования нефтей и технологиях увеличения нефтеотдачи пластов.


– У ребенка давно появился интерес к тому, чтобы конструировать, собирать, исследовать, а дом давным-давно превратился в лабораторию. Поэтому я для себя поставила задачу найти площадку, где ребенок мог бы это развивать. Сегодня в школе закончилась четверть и мы поспешили на этот фестиваль, – рассказала Любовь Гайдарова, мама одного из школьников.


Татьяна Кузнецова,
студентка ФЖ ТГУ.
Фото автора