Учителя из Северска посетили с экскурсией Томский академгородок

В рамках празднования Дня российской науки и 300-летия Российской академии наук в Томском научном центре СО РАН в минувшую пятницу в Академгородке побывали учителя естественно-научных дисциплин из нескольких школ города Северска и Самусьского лицея. Они познакомились с исследованиями, которые ведутся в академических институтах, и пообщались с учеными.

Первой точкой экскурсионного маршрута стал Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, где научный сотрудник лаборатории контроля качества материалов и конструкций Александр Елисеев показал гостям оборудование для сварки трением с перемешиванием и ультразвуковым воздействием. Он объяснил, как работает эта технология, применяемая при изготовлении современной космической техники, и в чем ее преимущества перед традиционной электродуговой сваркой.

В Институте оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН младший научный сотрудник лаборатории оптики аэрозоля Полина Зенкова провела экскурсию в одну из уникальных исследовательских установок института – Большую аэрозольную камеру объемом около двух тысяч кубометров, предназначенную для экспериментальных исследований закономерностей распространения лазерных пучков в моделируемых аэрозольных образованиях – облаках, туманах, дымах и пр.

В Институте сильноточной электроники СО РАН гости увидели уникальную исследовательскую установку МИГ – многоцелевой импульсный генератор тераваттного уровня мощности, предназначенный для работ с мощными электронными пучками, плазменными лайнерами, по скиновому взрыву металлов и исследованию фазовых превращений вещества при сверхвысоких давлениях. Как отметил научный сотрудник отдела высоких плотностей энергии Владислав Ванькевич, по совокупности параметров аналогичных установок в России и в мире не существует.

Ведущий сотрудник Эдуард Соснин продемонстрировал принцип работы ультрафиолетовых эксиламп, разработанных в лаборатории оптических излучений ИСЭ СО РАН, и рассказал о том, где они могут применяться – в медицине, нефтегазовой промышленности, в сельском хозяйстве.

Заключительной точкой маршрута стал отдел структурной макрокинетики Томского научного центра СО РАН. Здесь под руководством младшего научного сотрудника лаборатории физической активации Никиты Пичугина гости своими руками запустили процесс самораспространяющегося высокотемпературного синтеза.

А заведующий лабораторией гетерогенных металлических систем Роман Минин на глазах у гостей синтезировал неорганический пигмент синего цвета. Такие неорганические пигменты широко применяются в составе надглазурных и подглазурных красок для керамических, фаянсовых, фарфоровых изделий, в лакокрасочных материалах, отделочных строительных смесях, в порошковых красках для окрашивания металла, в составе цветных наполнителей полимеров для 3D-печати.

– Учитель играет ключевую роль в образовательном процессе, именно он становится для школьников проводником в мир знаний, науки и новых технологий. От его способности увлечь учеников во многом зависит желание выбрать ту или иную профессию, заниматься исследованиями в какой-либо предметной области. Поэтому так важно показать учителям города и области, какие научные направления успешно развиваются в Томском академгородке, чтобы эту информацию можно было использовать и в учебном процессе. Так выстраивается индивидуальная образовательная траектория – «школа – вуз – академический институт», – отметил специалист отдела по связям с общественностью ТНЦ СО РАН Валерий Шкляев.

– Уже дважды наши лицеисты слушали лекции в рамках проекта ТНЦ СО РАН «Наука легким языком», побывали на экскурсиях в Томском и Новосибирском академгородках. Сегодня физика активно развивается, появляются новые направления исследований. Поэтому для ребят столь важно погружение в науку: это возможность продемонстрировать, чем сегодня занимаются ученые. Сейчас на уровне государства развиваются программы профориентации, поэтому необходимо показывать детям, кем они сами могут стать в будущем. А мы с нетерпением будет ждать следующих мероприятий в Томском академгородке, – поделилась своими впечатлениями Нина Брендакова, учитель физики Северского лицея.

В ходе общения педагогов с учеными возникла идея провести специальные экскурсии по научным организациям для школьников с учетом их образовательного профиля. Так томские ученые помогут сделать учебный процесс увлекательным и практикоориентированным, показав своим личным примером: наука это интересно!

Организаторами тура выступили Томский научный центр СО РАН, Совет научной молодежи ТНЦ СО РАН и советы молодых ученых академических институтов.