Томские ученые выяснили, какую опасность подземным водам Крайнего Севера несет таяние вечной мерзлоты


Из экспедиции в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа вернулись сотрудники Томского филиала Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН. Там они отбирали пробы подземных вод в рамках завершения трехгодичного проекта РНФ № 20-77-10084, посвященного формированию химического состава природных вод различных ландшафтных зон Западной Сибири.


В течение трех ежегодных осенних экспедиций ученые осуществили отбор порядка 80 проб. Если в 2020 году объектом исследований стал химический состав рек, озер и торфов, в 2021 отбирались как поверхностные, так и подземные воды, то этим летом ученые сосредоточились на пробах подземных вод.



– Традиционная проблема, характерная для природных вод Севера, в том числе и подземных, это большое содержание в них железа, – рассказывает руководитель проекта Ирина Иванова. – Мы осуществили отбор проб подземных вод, как из частных неглубоких скважин (глубиной от 4 до 15 метров), так и из глубоких водозаборных скважин (глубиной от 60 до 330 м). Этому всегда предшествовала работа с людьми, ведь необходимо договориться, объяснить суть проводимых нами исследований.



Настоящей скрытой угрозой для природных вод оказывается таяние вечной мерзлоты, обусловленное как природными, так и антропогенными факторами. Этот процесс уже заметно изменил ландшафт тундры. Например, возле поселка Газ-Сале можно наблюдать процесс вытаивания жил льда на полигональном болоте с образованием трещин: выглядит это так, словно кто-то расчертил территорию тундры на большие ячейки, а образовавшиеся между ними трещины глубиной более метра постепенно заплывают торфом. Под воздействием стремительного таяния вечной мерзлоты из торфов в поверхностные воды высвобождаются органические кислоты, которые способствуют не только их подкислению, а также обогащению рядом микроэлементов.



– После завершения полевого сезона мы проведем исследование общего химического состава отобранных проб, изучим наличие в них микроэлементов, растворенного углерода, изотопного состава и микрофлоры. Затем данные, собранные в течение трех лет, необходимо будет выстроить в систему: с учетом активизации таяния вечной мерзлоты описать механизмы влияния поверхностных вод на формирование состава подземных вод верхних водоносных горизонтов. После этого на их основе можно будет предложить практические рекомендации по методам очистки вод с высокой концентрацией железа, – отметила Ирина Сергеевна.



В экспедиционный отряд входили старший научный сотрудник ТФ ИНГГ СО РАН Ирина Иванова, ведущий научный сотрудник Института почвоведения и агрохимии СО РАН, старший научный сотрудник ТФ ИНГГ СО РАН Денис Соколов, опытный инженер-полевик Артем Волошин и водитель Сергей Егоров.