«Все мы – работники науки»

В этом году свое 75-летие отметит один из уважаемых работников Томского научного центра СО РАН – старший научный сотрудник лаборатории гетерогенных металлических систем Ольга Лепакова. Вот уже более полувека жизнь Ольги Клавдиевны связана с томской наукой.

Будучи выпускницей электрофизического факультета Томского политехнического института, она хотела работать в НИИ полупроводниковых приборов, где и подходящая вакансия оказалась; но сама процедура оформления документов занимала так много времени, что даже институтский кадровик посоветовал найти временный вариант, пока все решается. Поэтому Ольга Клавдиевна устроилась в НИИ прикладной математики и механики ТГУ. Но недаром говорят, что нет ничего более постоянного, чем временное: когда вопрос с первым НИИ уже решился, желание уходить туда уже пропало.

Поворотным моментом в судьбе О.К. Лепаковой оказалось собрание трудового коллектива, на котором выступал Юрий Максимов, будущий лидер отдела структурной макрокинетики и создатель томской научной школы по этому направлению. Тогда же, в 1975 году, он возглавил лабораторию технологического горения, только появившуюся в НИИ ПММ.

– Юрий Михайлович так увлеченно, зажигательно рассказывал о вновь открываемой лаборатории, о том, какие задачи перед ней поставлены – создавать новые уникальные материалы с помощью оригинальных технологий! Он именно горел этим! Я сразу поняла: хочу работать под его руководством. Это стало моей мечтой, решила, что непременно этого добьюсь, – вспоминает Ольга Клавдиевна.

Так начался новый этап жизни, связанный с СВС – самораспространяющимся высокотемпературным синтезом. О.К. Лепакова занимается тематикой высокобористых соединений, разработкой боридов титана и композиционных материалов на их основе.

– Я чувствую себя на своем месте, мне интересно заниматься исследовательской работой, браться за новые темы. Никогда не жалела, что связала свою жизнь с наукой. Я не могу сказать, что все мы – выдающиеся ученые: таких, которые совершают открытия, добиваются прорывов, – единицы. Практически все мы – работники науки, которые помогают ей развиваться, генерировать новые знания.

Сейчас Ольга Лепакова и Борис Браверман в составе научного коллектива продолжают работать над так называемой «скользкой керамикой». Ранее им удалось получить этот супертвердый керамический порошковый материал – алюмомагниевый борид AlMgB14, который обладает уникальными физико-механическими свойствами. В их числе низкий коэффициент трения, за что этот материал и получил свое название, будучи даже более скользким, чем тефлон.

Эта разработка носит пионерный характер, получение такого материала является для России качественно новым направлением. Покрытия на основе алюмомагниевого борида могут широко использоваться во всех узлах трения, таких, как подшипники, валы в наносах, турбины, режущий инструмент, буры. Совсем недавно был получен патент на эту разработку (значимый вклад в подготовке этого и других патентов внесла Л.А. Юркова). Уже появились партнеры, заинтересованные в производстве и внедрении «скользкой керамики».

– Наука всегда идет вперед, и если сегодня какое-то новое соединение или материал еще не получили широкого применения, еще не созданы промышленные технологии их производства, их все равно необходимо исследовать и получать, ведь завтра они могут стать востребованными, потому что наука всегда работает для будущего.

В планах Ольги Клавдиевны – получить несколько новых соединений и материалов, в их числе – так называемые «максены», внешне напоминающие многослойные пленки, которые в будущем могут заменить собой литиевые батареи. Эта тематика сейчас активно развивается во всем мире, первые успешные шаги в этом направлении уже сделаны и в ТНЦ СО РАН.